По труднообъяснимым причинам из всех современных интерпретаций Шерлока Холмса я больше всего люблю "Элементарно".

Для тех, кто не смотрел, объясняю: эта версия настолько далека от оригинальных книг, что если вы всегда мечтали о страстной любви между Шерлоком и Мориарти или между Майкрофтом и Ватсоном, но стеснялись их слэшить, то переходите на "Элементарно", потому что Мориарти и Ватсон - женщины, и указанные отношения есть в каноне.

В отличие от Шерлока BBC, российского Шерлока и Шерлока Гая Ричи, сценаристы "Элементарно" даже не пытаются отсылать зрителя к сюжетам из книг. Ну, намекают немножко - но не более того. В сущности, это просто хороший детективный процедурал, с достаточно вкусными интригами и современной проблематикой. Короче говоря, этих персонажей вообще можно считать оригинальными, а имена как у Конан Дойля - простым совпадением. Потому что главная прелесть - по крайней мере, для меня - вообще не в этом.

Шерлок "Элементарно" - это единственный Шерлок из современных экранизаций, который при всей своей эксцентричности и слишком сильном акценте на интеллекте в ущерб социализации не ведёт себя как инфантильный ребёнок.

Советский Шерлок, как и Шерлок в ряде других классических экранизаций, был интеллигентом. Воспитание, этика, определённая изысканность поведения позволяли классическому Шерлоку быть не только адекватным, но и вообще образцом для подражания в вопросах того, как общаться с людьми, чтобы выглядеть умным человеком. Вот только такая модель поведения осталась в прошлом вместе со всем тем, что сейчас относят к стилю ретро. Это всё равно будет смотреться и работать - вот только современное общество видит умных героев немного по-другому. Серьёзно, посмотрите на популярные сериалы. Самый интеллигентный из современных умников - Декстер Морган, который, на минуточку, маньяк-убийца.

Современный герой с необъятным интеллектом должен быть психом. В разной степени - от няшной потерянности в мире до маниакального рвения, от весёлой эксцентричности до мрачного цинизма, от лёгкой социопатии до тяжёлой шизофрении. Посмотрите на "Теорию Большого взрыва" - там нет ни одного персонажа, которого можно было бы назвать нормальным человеком. Да, это комедия - но это комедия своего времени, вполне отражающая ситуацию с героями-умниками на экране.

Естественно, современные Шерлоки стали героями своего времени - один другого безумнее. Примечательно, что русский Шерлок, будучи тем ещё гадом, всё-таки осознаёт ситуацию и просит Ватсона описать его в рассказах другим человеком. Шерлок ВВС и Шерлок Гая Ричи о таких мелочах вообще не задумываются. Принимайте нас такими, какие мы есть, а не принимаете - ну и валите нафиг, не больно-то и хотелось. Вот он, идеал современного умного героя - человек, свободный от социальных условностей, свободный от друзей и близких, но которого всё равно несколько камрадов вокруг упорно безответно любят. На каждого Шерлока найдётся свой Ватсон, и будет с ним до конца сериала, даже если Шерлок и пальцем не пошевелит. Конечно, современные Шерлоки пытаются как-то взаимодействовать со своими напарниками, но это выглядит примерно как одно вскользь брошенное "Хм, а ты мне иногда нужен" на час экранного времени.

И есть Шерлок "Элементарно", который говорит. Он крайне своеобразно выражается, но всё-таки это честные и прямолинейные слова о том, что для него важно. Он так же лишён социальных условностей - но это не делает его психом-приколистом, который творит всякую чушь. Это делает его человеком, который говорит всё как есть. Даже если самому сложно признать что-то в себе, даже если другой человек не поймёт, даже если такое не принято говорить, даже если вообще никто никогда так не скажет - Шерлок говорит.

И есть Джоан Ватсон, которая его слышит и понимает. Которая помогает сгладить углы, если в своей прямолинейности Шерлок не понимает других людей. Которая вовсе не пытается носиться с Шерлоком как с писаной торбой, и ругается, если он косячит. Которая не делает лишних скидок на то, что он наркоман и псих. Которая понимает, что у других людей есть старые раны, которые для них невероятно важны, даже если со стороны эта проблема кажется надуманной. Которая, в конце концов, тоже говорит - пусть и не всегда так прямолинейно, как Шерлок.

И знаете, что самое крутое? Сценаристы клятвенно пообещали, что между ними не будет любовной линии.

Для меня это история о людях, которые пытаются понять себя, друг друга и тех, кто вокруг. А детективная составляющая - это так, вкусная оболочка уникальной начинки. Очень вкусная. Но не главная.

@темы: сериалы, впечатления