Я в ходе ЗФБ: НЕ ЗНАЮТ НУ ТАК Я СЕЙЧАС РАССКАЖУ
В общем, психанула и написала обзор развития фэнтези-тематики в пауэр-метале. С едритской кучей ссылок. И я могу ещё больше.
Название: Фэнтези-пауэр-метал: от пафосных эльфов до суровых гномов
Краткое содержание: Пауэр-метал всегда был самым отзывчивым к фэнтези-тематике жанром. Иногда этот стиль и вовсе считают исключительно музыкой про пафосных эльфов — что категорически неверно. Но фэнтези-направление в пауэр-метале было всегда, определило пик его развития и, похоже, вместе со всем жанром прямо на наших глазах переживает второе рождение.
Предупреждения: В тексте огромное количество ссылок для дополнительного ознакомления, но при прочтении можно смотреть только видео, вставленные непосредственно в текст, а по ссылкам пройтись потом, в заинтересовавших фрагментах.
Читать дальшеПауэр-метал всегда был самым отзывчивым к фэнтези-тематике жанром. Часто этот стиль считают исключительно музыкой про пафосных эльфов, потому что познакомились с ним благодаря музыке Blind Guardian, Avantasia, Rhapsody (of Fire) и, если говорить о русскоязычных слушателях, Эпидемии. Самые знаковые релизы этих групп — концептуальные альбомы, рассказывающие истории о магических мирах. Все достоинства жанра, вся его скорость, сила и позитивное звучание становятся прекрасной формой, чтобы записать целый альбом метал-гимнов, воспевающих доблестных героев, эпические битвы и, разумеется, победу сил Света над коварной Тьмой.
Однако ещё недавно казалось, что шутка про типичного пауэрщика, который выглядит как эльф неопределённой ориентации и свободно поддерживает диалог на квенья, потеряла свою актуальность. Изменилось фэнтези, изменилось отношение к нему, и вслед за ним изменилась музыка. Да, ценители жанра всё ещё высоко оценивают молодые группы, которые придумывают собственные вселенные или вдохновляются существующими и пишут про них героические песни. Но их творчество не доходит до широкого слушателя, предпочитающего более «серьёзную» музыку, да и сами молодые команды часто «взрослеют» ко второму-третьему альбому: на дебютнике они поют про эльфов, а на следующем релизе у них уже сложная социальная проблематика.
Но в последнее время ситуация начала меняться. В пауэр-метал опять возвращается магия, эльфы и силы добра — наплевав на брюзжание части фанатов про то, что это устарело и уже никому не нужно. Хотя я не берусь утверждать, как это связано с изменениями в фэнтези в целом (не исключено, что это станет понятно лет через десять, когда станет видна вся картина), но то, что происходит в пауэр-метале, лично мне очень нравится. И потому предлагаю вам вместе со мной проследить за тем, как вообще в пауэр-метале появились эльфы, куда пропали и как выглядят сейчас.
Конечно, отслеживать развитие какого-либо художественного направления — дело всегда непростое. Даже сами авторы не всегда в состоянии объяснить, что они сами придумали, что подсмотрели у старших, а что свистнули у какого-нибудь талантливого, но менее настойчивого в реализации своего творческого потенциала друга. Но отследить основные вехи, в принципе, вполне реально.
За точку отсчёта возникновения музыкальной мысли, породившей пауэр-метал, часто берут композицию «Kill the King» британо-американской группы Rainbow (вошла в альбом «Long Live Rock 'n' Roll» 1978 года). И, что характерно, в ней Ронни Джеймс Дио в каждом куплете повторяет одну и ту же мысль: «I need a spell and a charm» («мне нужно заклинание и заклятье»), чтобы, согласно названию песни, убить короля.
Ритм «Kill the King» заметно быстрее, чем у других треков Rainbow, даже в рамках того же альбома. И хотя для этой группы это был скорее разовый эксперимент, музыка на метал-сцене в целом становилась всё быстрее. В восьмидесятых начали говорить о спид-метале — как раз от английского «speed», «скорость». Но по разные стороны Атлантического океана группы выбрали разные источники вдохновения. В США появился трэш-метал и его именитая четвёрка (Metallica, Anthrax, Slayer, Megadeth), игравшие музыку жёсткую, агрессивную, порой диссонансную, но весьма техничную. Трэш был злым и порой остросоциальным.
А что в Европе? А там в конце восьмидесятых немецкая группа Helloween записала альбом «Keeper of the Seven Keys», фактически сформулировавший определение того, что такое пауэр-метал. И, в том числе, у них были определённые проблемы с тем, чтобы, как приличные металлисты, играть серьёзную и агрессивную музыку. Даже знаковая «I Want Out», манифест свободы основателя группы Кая Хансена, в качестве точки приложения эмоций выбирает самого лирического героя, который хочет жить своей жизнью и быть свободным. Пройдёт время, и мотив внутренней силы и осознанной свободы станет одной из значимых тем жанра (как пример: Stratovarius «Hunting High and Low»).
Не вдаваясь в музыкальные тонкости, можно определить пауэр-метал как мелодичный высокоскоростной метал с чистым вокалом (зачастую высоким). Как правило, пауэр-метал звучит ярко и жизнеутверждающе, даже если это концептуальный альбом про смерть от рака (см. Noveria «Forsaken»). Из-за этого у пауэра есть несколько слэнговых синонимов — «happy metal» («счастливый метал»), «flower metal» («цветочный метал») и даже «gay metal» («метал, отлично подходящий для шуток про гомосексуалов»).
Однако вся эта прекрасная картина в полной мере оформилась уже во второй половине девяностых. Самые знаковые альбомы жанра вышли почти через десять лет после «Keeper of the Seven Keys», уведя пауэр-метал ещё дальше от агрессивных ассоциаций других жанров метала и сблизив его с академической музыкой. Сосредоточимся на одном направлении — напрямую связанном с фэнтези.
Немецкая группа Blind Guardian — почти ровесники Helloween на музыкальной сцене, но свои первые альбомы в конце восьмидесятых записали скорее в духе трэш-метала. Впрочем, уже на первом релизе, вышедшем в 1988 году, есть инструментальные треки «By the Gates of Moria» («К вратам Мории») и «Gandalf’s Rebirth» («Возрождение Гэндальфа»), которые толсто намекают на тематику, с которой впоследствии станет плотно ассоциироваться название группы. На четырёх последующий альбомах Блайнды стабильно обращаются к образам из Средиземья. Справедливости ради стоит отметить, что в не меньшей степени их вдохновляли книги Кинга и Муркока.
И, наконец, в 1998 году, ровно через десять лет после дебютника, выходит альбом, ставший самым успешным в истории группы, считающийся один из знаковых в мировом метале вообще — «Nightfall in Middle-Earth», полностью основанный на «Сильмариллионе» Толкина. Сквозного сюжета у альбома нет — его можно рассматривать как эдакий сборник новелл, каждая из которых включает в себя несколько песен и короткие объединяющие вставки, позволяющие раскрыть сюжет эпизода.
Несмотря на то, что среди групп, вдохновляющихся творчеством Толкина, есть представители других жанров (например, атмосферик-блэк-метал Summoning и помесь разных жанров Battlelore), именно за исполнителями и фанатами пауэр-метала закрепилась ассоциация с толкинистами. Не исключено, что свою роль в этом сыграло и развитие ролевых игр: бегать с мечом наперевес определённо органичнее под пауэр-метал, а не под атмосферик-блэк. Или, по крайней мере, представлять себя пафосным героем в фэнтези-антураже.
Сами музыканты в те поры с мечами не бегали. Несмотря на содержание текстов, заметно обыгрывать фэнтезийную тематику своих песен в клипах и выступлениях Blind Guardian начали значительно позже. Хотя и достигли в этом особого могущества — их виртуальные копии дают концерт в игре «Sacred 2». Но в девяностых они даже клип на знаковую «The Bard's Song» записали, сидя в кэжуальных футболках.
В отличие от них, музыканты из итальянской группы Rhapsody ещё для оформления дебютного релиза «Legendary Tales», вышедшего в 1997 году, отсняли фотосет, по которому видно, кто тут главный воин пафоса, и в дальнейшем довольно долго этого стиля придерживались. В клипе «Holy Thunderforce» (2000) в течении всего трека пафосные позы музыкантов перемежаются сценами бессюжетного махача на мечах. Что, впрочем, подтверждает органичное сочетание подобных занятий с пауэр-металом.
Разумеется, Rhapsody стали легендарной группой не только из-за продуманного стайлинга. Став одними из основоположников симфонического пауэр-метала (параллельно с финскими Nightwish), поставив своей целью играть «кинематографический» метал, создав целую вселенную в своём творчестве, Rhapsody достигли такого могущества, что с 2006 года рассказчиком их сюжета выступал сам сэр Кристофер Ли.
10 альбомов группы (если точнее, 8 лонг-плеев и 2 мини-альбома) посвящены «Хроникам Алгалорда» и представляют собой связную эпическую историю в жанре фэнтези. Правда, в отличие от рок-опер, в которых сюжет вполне можно проследить по самим песням, для понимания событий «Хроник» (как и многих других концептуальных пауэр-метал альбомов) вам потребуются как минимум буклеты к альбомам с сопроводительным текстом и картами. У Rhapsody их ещё не так уж много — например, у французской группы Fairyland прилагающаяся история начинается от сотворения мира.
Самые примечательные композиции группы — это гимны, воспевающие великие битвы их вымышленной вселенной. Из-за этого может сложиться впечатление, что тематика Rhapsody сводится к примитивным сюжетам в духе «мы пойдём на битву во имя своего короля». Но, заглянув в буклеты, уже в дополнениях к третьему альбому «Dawn of Victory» (2000) вы найдёте занимательные упоминания о том, как прекрасную принцессу Айрин насилуют демоны, после чего бросают её в кислоту. И всё это на глазах у её возлюбленного, рыцаря Арвальда. История умалчивает, насиловали ли демоны этого рыцаря, но его тоже бросили в кислоту. Перед смертью он успел плеснуть ею на оковы Воина Льда, главного героя саги, что помогло ему сбежать из плена владыки демонов.
Этому фрагменту истории соответствует трек «Last Winged Unicorn», и по его звучанию вы бы вряд ли догадались о происходящем в сюжете.
Разбор полной истории вселенной Rhapsody требует отдельного обзора, но стоит отметить, что она значительно усложняется во второй части. Если первая, «Сага об Изумрудном мече», рассказывает довольно очевидную историю об избранном, Воине Льда, который должен с помощью того самого изумрудного меча остановить армию тьмы, то во второй, «Саге о Тёмной тайне», под соусом приключалова по тёмным землям объясняется сама философия этого мира.
Опыт Rhapsody вдохновил и продолжает вдохновлять множество групп по всему миру на создание собственных фэнтези-саг, тесно сплетённых с музыкой в жанре пауэр-метала. Каждая история стоит отдельного разбора, но в рамках этого обзора назову лишь несколько имён на свой вкус: Fairyland, Dragonland и Derdian.
В 2001 году вышел альбом, который показал, что можно сделать ещё круче. И это была первая часть «Avantasia: The Metal Opera».
«Авантазию» порой называют первой метал-оперой, что категорически неверно, потому что формат рок-опер на тот момент был уже достаточно хорошо освоен исполнителями прогрессив-рока и, как следствие, прогрессив-метала. Ещё в конце восьмидесятых Queensrÿche записывают «Operation: Mindcrime» о наркоманах, проститутках и терроризме. В середине девяностых появился проект Ayreon, и если первые альбомы ещё относятся скорее к прогрессив-року, то «Universal Migrator» 2000 года не оставляет сомнений в своей металлической сущности.
Однако «Avantasia: The Metal Opera», безусловно, является первой пауэр-метал-оперой, и, к тому же, стала первой метал-оперой для многих слушателей. Яркий, запоминающийся и многогранный релиз навёл шороху по всему миру и задал ещё более высокую планку возможностей симфонического фэнтези-пауэр-метала.
В отличие от концептуальных альбомов, в которых отдельные композиции скорее иллюстрируют сюжет, нежели рассказывают его, «Авантазия» близка по духу к мюзиклу, и каждая песня — это диалоги и монологи персонажей. Впрочем, разъясняющая информация из буклета всё равно нужна — пауэр-метал-оперы всегда остаются в первую очередь пауэр-металом. А в этом жанре, как и в поп-музыке, главную роль играет запоминающийся припев, что несколько снижает максимально возможную информативность композиций.
Сама история начинается в XVII веке и рассказывает о монахе-доминиканце, сводную сестру которого объявили ведьмой. Пытаясь разобраться, что происходит и существует ли магия на самом деле, он попадает в тюрьму за чтение запрещённой литературы. Там он знакомится с магом-друидом, который рассказывает ему о параллельном магическом мире — Авантазии, фантастическом отражении нашего мира. Злой дух грозится разрушить волшебную страну, и, если это произойдёт, связь между мирами нарушится, и люди из нашей реальности навсегда потеряют способность мечтать. Весь дальнейший сюжет метафорически говорит о том, как важно не ограничивать себя догмами и позволять своему сознанию свободно парить в бесконечности фантазии.
Несмотря на успех Avantasia, повального увлечения метал-операми в пауэр-метале не возникло. Точнее, многие, наверное, планировали, но даже записать партии всех приглашённых участников — задача крайне нетривиальная. На мировой тяжёлой сцене продолжили развиваться рок-оперы, в том числе фэнтезийные, а в пауэр-метале нулевых и начала десятых можно вспомнить буквально с десяток доведённых до конца проектов, и то известных преимущественно на локальной сцене — будь то российская «Эльфийская рукопись» Эпидемии по собственному сюжету, испанская Legado de una Tragedia по мотивам творчества Эдгара Аллана По или французская Mylidian, начавшаяся как настольная ролевая игра.
К середине нулевых бурный всплеск пауэр-метала заметно угас. Сейчас некоторые критики даже склонны считать, что пауэр-метал как жанр изжил себя уже тогда, и всё, что написано после — не более чем переливание из пустого в порожнее. На фоне развития альтернативного и экстремального метала пауэр-метал стал считаться простым жанром для широкой публики, попсой от метала. Фэнтези-пауэр-металу досталось больше всего — со снобской точки зрения он оказался примитивной музыкой на примитивные темы. Если вы прекрасно понимаете, насколько «примитивным» бывает фэнтези, то вам легко будет понять, что пауэр-метал настолько же «примитивный» относительно прочих тяжёлых жанров — безусловно, его можно сыграть и без особых изысков, но для создания действительно крутого альбома желательно иметь музыкальное образование.
В любом случае, пауэр-метал продолжал развиваться, что бы там по этому поводу не говорили негативно настроенные товарищи, и продолжал производить впечатление на широкую публику. Только уже без эльфов — «Кануло в Лету время героев, настала эра обычных людей»...
Однако если вы опознали в цитате выше «Сокровище Энии», речь о котором пойдёт дальше, то вы, возможно, уже догадываетесь, к чему я веду — да, эльфийская тематика в последние годы снова стала актуальна в пауэр-метале.
На самом деле, она никуда не исчезала — фэнтези-пауэр-метал существовал всё время, но это направление утратило популярность, и молодые группы, создававшие свои миры или вдохновлявшиеся чужими, не находили особой популярности. Тем не менее, жанр продолжал меняться, и внутри него возникли два интересных течения.
В начале десятых, пока пауэр-метал становился серьёзнее и поднимал всё более сложные темы, в глубине жанра лампово существовали группы, играющие то, что можно обозначить как хэппи-пауэр-метал. Как вы помните, термин «хэппи-метал» изначально был синонимом пауэр-метала. Так что же такое хэппи-пауэр — масло масляное? Добро на добре едет и добром погоняет? Да, именно так.
Отслеживать историю хэппи-пауэра — услада для сердца, потому что уже через несколько минут прослушивания бесконечно доброго и радостного металла начинаешь понимать, что чувствуют розовые единороги, танцующие на радуге. Вокалисты этих групп поют либо так, как будто они детям сказку рассказывают, либо настолько высоко, что уже даже про жмущее трико шутить не хочется — можно только восхищаться чистотой вокала.
В начале десятых происходит интересное событие, которое заставляет метал-сцену серьёзно всколыхнуться и замереть в ожидании: два музыканта, фактически создавших пауэр-метал, по прошествии двадцати с лишним лет вновь оказываются в одной группе. Речь идёт о гитаристе Кае Хансене, основавшем ранее упоминавшуюся группу Helloween, и вокалисте Михаэле Киске, певшем на первых альбомах группы. Оба ушли своими путями почти сразу после легендарного «Keeper of the Seven Keys»: Хансен создал новую группу Gamma Ray, а Киске и вовсе перестал выступать, ограничиваясь только студийными проектами — правда, очень высокого уровня.
Короче говоря, это было воссоединение легенд. Учитывая то, что музыка Хансена и вокал Киске определили немалую часть того, что в дальнейшем происходило с пауэр-металом, от них ждали чего-то невероятного. И, пожалуй, чего угодно, кроме того, что легендарный Хансен при попытке представить грядущий альбом будет смеяться, дурачиться и переименует группу из «Юнисоник» в «Юнипорник».
И хотя вышедший релиз оказался весьма мощным, в меру олдскульным и явно приводящим в восторг самих музыкантов, часть металхэдов разочарованно вздохнули и отвернулись. Безусловно, это дело вкуса, но от тогдашней дискуссии осталось ощущение, что от Unisonic ждали чего-то более серьёзного. Чего-то кроме «этого обычного примитивного пауэра». Впрочем, менее легендарными Хансен и Киске от этого не стали, и спокойно держат в напряжении толпы людей на Wacken Open Air, играя, в том числе, материал с того самого первого пауэр-метал альбома.
Вряд ли именно Хансен вновь значимо повлиял на жанр, но эта история — отличная иллюстрация к тому, что пауэр-метал, на самом деле, вовсе и не собирается становится серьёзнее. А зачем? Главное — чтобы было весело и интересно!
Именно так рассуждали музыканты финской группы Hevisaurus, которые в конце нулевых начали играть хэви- и пауэр-метал исключительно для юной публики, выступая в костюмах динозавров. Хотя их целевая аудитория ещё ходит в школу, представители старшего поколения с огромным удовольствием разделили любовь к метал-динозаврам со своими чадами. Хэвизавры вовсе не стараются чрезмерно упростить свою музыку, относясь к метал-сказкам со всей возможной серьёзностью.
А теперь сложим всё, что у нас есть: из нового — хэппи-метал и сказки, из старого — кинематографичную и симфоничную музыку Rhapsody, вкинем туда эльфов с лютнями, хорошенько взболтаем... И получим молодую шведскую группу Twilight Force.
Первый альбом Twilight Force был встречен неоднозначно: хотя он были очевидно похож на первые альбомы Rhapsody, чем радовали до восторженного писка тех, кто соскучился по их атмосфере, это же казалось проблемой — а свой стиль у вас есть? Или так и будете «Рапсодией для тех, кому хочется молодых сладких мальчиков»? Но, как бы то ни было, они нашли своего слушателя, и в 2016 году вышел их второй альбом с прекрасным названием «Heroes Of Mighty Magic» (которое, разумеется, вообще ничего не напоминает). И к нему — феерической красоты клип.
После того, как публику после просмотра клипа перестало тошнить радугой, за Twilight Force закрепилось новое слэнговое определение стиля — «disney-metal». Для полноты картины нужно понимать, что выступают они в тех же костюмах, что и в клипе, а фанаты в зале вместо слэма собираются «паровозиком» и скачут по залу.
Песни Twilight Force чуть более, чем полностью состоят из могучих драконов, прекрасных рыцарей и таинственных магов. Без сюжета или концепта — зачем портить такие прекрасные темы каким-то глубоким смыслом? Твайлайты настолько просты и бесхитростны в своей позитивной искренности, что их невозможно ругать. Да, может, они и примитивные. Но так и задумано — и это прекрасно.
Параллельно с ними существует на порядок менее популярная, но не менее примечательная австрийская группа Dragony, которые тоже играют добрый фэнтези-метал, но, в отличие от своих коллег, предпочли скорее путь Blind Guardian, обращаясь в своём творчестве к созданным другими авторами мирам. Правда, фандомы у них другие. И если на сюжет «Игры престолов» Blind Guardian тоже поглядывали, то треки по мотивам игр «Dark Souls» и «Bloodborne» определённо позволяют Dragony гордиться своей уникальностью.
На японской сцене с конца нулевых существует группа Dragon Guardian, каждый альбом которых — либо концептуальный, либо метал-опера, и в силу специфики культурного контекста звучат они как метал по героическому аниме.
Отозвалась на этот тренд и русскоязычная сцена — донецкая группа Power Tale в 2016 году довела до релиза метал-оперу по книгам Волкова — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Автор идеи на все вопросы про выбор тематики пожимает плечами — книга детства, что ещё сказать. Правда, в угоду эпичности из сюжета выбросили главную героиню, превратив историю в драматическое противостояние пафосного Урфина Джюса и героического Чарли Блека, а в качестве дополнительного фанона прописали любовную линию между Урфином и Стеллой. Тем не менее, проект отозвался в сердцах широкой публики, и в этом году Power Tale обещают EP «Семь подземных королей».
Показательно в этом контексте творчество Эпидемии. Хотя «Эльфийская рукопись» (2004) была значимым явлением на русскоязычной сцене, отношение к ней всегда было неоднозначное: от «гениальная группа, побольше бы таких» до «только и умеют, что Авантазию копировать, и то бездарно». К тому же, следующие релизы, включая прямое продолжение «Эльфийской рукописи» (2007), уже не возымели такой популярности, и для части слушателей Эпидемия так и осталась группой одного альбома.
В 2014 году вышла новая история про созданный группой волшебный мир — «Сокровище Энии». Первая же песня начинается ироничными строками «Вот и настал, нет, не час испытания, / тени прошлого не оживут», отсылающий к началу «Эльфийской рукописи» («Вот и настал / час испытания. / О, как я устал / от ожидания») и довольно однозначно отвечающими на возможные вопросы публики. Первая волна отзывов была сильно разочарованной: мол, ждали большей жёсткости, а не разухабистой дискотеки, или, по крайней мере, не такого разительного контраста с предыдущими альбомами. Но фанаты группы заметили — это всё та же Эпидемия, только более старая, в духе альбома «Загадка волшебной страны» (2001). И, что немаловажно, она снова очень легко запоминается и цепляет.
В том же году «Сокровище Энии» поставили на московской сцене, в 2016 году — «Эльфийскую рукопись», а на февраль этого года запланирована постановка по очередной метал-опере «Легенда Ксентарона». И к ней уже сняли клип — в костюмах.
Конечно, костюмную съёмку нельзя назвать новым трендом в целом — и сюжетные клипы снимали, и музыканты с внешностью экспериментировали. В Японии благодаря развитию вижуал-кея снимать клип без тематических костюмов — практически не комильфо, даже если группа играет европейский симфо-пауэр-метал.
Проследить всю историю развития костюмных клипов так же сложно, как и фэнтези-тематики во всём метале. Поэтому остановимся только на том, что происходило в пауэр-метале. И здесь нужно поговорить об ещё одной музыкальной тенденции — смешивании пауэр-метала с фолком.
Если фолк-рок возник настолько давно, что его можно считать одним из первых жанровых направлений рока, то фолк-метал оформился уже в девяностых. Его отправной точкой считается дебютный альбом Skyclad, в котором трэш-метал разбавлен скрипкой и флейтой. К середине нулевых фолк-метал смешался практически со всеми направлениями метала и освоил народную мелодику доброй половины земного шара.
Важной вехой в развитии фолк-метала стал бурный рост викинг- и паган-метала (от «pagan» — «языческий»). Эти группы взяли в качестве музыкальной основы трэш- и ответвившиеся от него блэк- и дэт-метал. Для этих жанров характерна жесткость и агрессия, выражающаяся и в текстах, и в музыке (высокая скорость, «долбящий» ритм, искажённый звук гитар и баса), и в манере исполнения (обычно используются экстремальные манеры исполнения — «рычащий» гроул и «визжащий» скриминг). Однако если исполнители блэк- и дэт-метала сформировали жанр, основываясь на сатанинской и прочей оккультно-мистической тематике, фолк-металлисты сместили фокус на историю и мифологию.
Со временем эта ветвь фолка значительно «смягчилась», и те группы, которые предпочли мелодичность жёсткости и чистый вокал экстремальному, но при этом оставили высокую скорость исполнения, оказались назваными братьями пауэр-металлистов.
Вообще, основоположниками помеси пауэр-метала и фолка считается испанская группа Mägo de Oz, выпустившие первый альбом ещё в 1994 году. Элементы фолка охотно добавляли в своё творчество многие группы, игравшие симфо-пауэр-метал. Поскольку в симфо-метал целые оркестры внедряли, скрипки и флейты воспринимались как нормальный элемент жанра. Достаточно выразительным коллективом долгое время можно было назвать разве что итальянскую группу Elvenking.
Творческая мысль, пришедшая из фолк-метала, заметно изменила музыкальные особенности воплощения пауэр-метала. Хотя важной частью определения пауэр-метала является чистый вокал (любой экстремальный автоматически делает музыку мелодик-дет-металом), у групп фолк-направления вокалисты поют достаточно низко, в отличие от «традиционного» пауэра, в котором принят высокий вокал. Ритм стал немного медленнее — если в других направлениях ритм-секция прямолинейно-скоростная, то здесь часто можно встретить «маршевый» ритм. В выборе тематики группы в основном продолжают идеи товарищей-фолкеров и обращаются к истории и мифологии. Кроме того, фолк-метал-группы часто обыгрывают выбранную ими тематику и в имидже группы, что перешло и в фолк-пауэр-метал.
Справедливости ради, есть и группы, играющие чистый пауэр-метал без фолк-примесей, но со всеми остальными перечисленными особенностями (как, например, Sabaton и Civil War). Но, как уже отмечалось в начале статьи, сложно проследить точно, кто на кого повлиял. Интересующая нас часть фэнтези-пауэр-метала явно стилистически связана с фолком.
Если выражаться образно, то вместо традиционных для пауэра эльфов из фолка пришли гномы. В целом, более низкая и агрессивная манера исполнения хорошо подходит для «тёмного» фэнтези, но и «светлый» аспект никуда не делся — но стал более основательным и суровым. Если характерным образом для хэппи-ветви фэнтези-пауэра можно назвать прекрасного пафосного героя, стоящего в красивой позе перед битвой с могучим драконом, то фолк-ветвь больше ассоциируется с мрачными мужиками в доспехах, которые молча вваливают люлей противнику. Оставаясь при этом, несомненно, положительными героями.
К слову, в пауэр-метале снова появляются группы, вдохновляющиеся Толкиным — только, опять же, уже не эльфами. Например, итальянская группа Wind Rose воспевает гномов Эребора.
Меня, как фаната пауэр-метала, эти тенденции определённо радуют. Как в конце девяностых взлёт пауэр-метала был неразрывно связан с фэнтези-тематикой, так и сейчас появление условных эльфов и гномов на сцене видится мне частью нового пика развития жанра. Пауэр-метал любят за силу и искренность, за энергетику, которая зажигает сердца и заставляет рваться в бой, за эмоции, которые резонируют с искренней верой в победу и счастливое завтра. Всё это также можно найти в части фэнтези-произведений.
Сложно сказать, что именно сейчас заставляет молодые группы играть, а новых ценителей слушать фэнтези-пауэр-метал. Но вот что видится мне самым главным: пауэр-метал всё ещё актуален, по-прежнему молод — основные черты жанра задают новые группы, участникам которых нет и тридцати — и всё ещё продолжает развиваться. И следить за ним — чертовски увлекательно.
Особенно сейчас, когда клипы групп с каждым годом становятся всё краше и краше.